Кино! Как много в этом звуке... MONITOR AUDIO Кино! Как много в этом звуке... MONITOR AUDIO
Высококачест-венный материал корпуса колонок во многом способствует их максимально естественному звучанию Кино! Как много в этом звуке... SHARP
Компактные АС обычно используются в небольших по объему помещениях Кино! Как много в этом звуке... MK SOUND Кино! Как много в этом звуке... BOSTON ACOUSTICS
Встраиваемые громкоговорители используются, если для обычной акустики нет места Кино! Как много в этом звуке...Набор динамиков «звукового проектора» PDSP-1 (PIONEER) создает полноценное многоканальное звучание Кино! Как много в этом звуке... CELESTION
Для любителей уюта эстетическая привлекательность колонок не менее важна, чем их качественное звучание

MARTIN LOGAN
Новое слово в конструировании громкоговорителей для домашнего кинотеатра- электростати-ческие излучатели (вид с тыла- а и фасада- б). Несмотря на «прозрачность»- звучат более чем убедительно Кино! Как много в этом звуке...Фото А.Клячина
Как показывает практика, озвучить «голую» комнату с минимальным количеством мебели бывает нелегко- для инсталлятора это серьезная задача Кино! Как много в этом звуке... TANNOY
Корпус без фазоинвертора, отделанный древесиной каштана, мощные 254-мм динамики- все это способствует достоверному воспроизведению звуковой картины Кино! Как много в этом звуке...Mozart, Mahler, Beethoven- с такими «громкими именами» австрийская акустика VIENNA ACOUSTICS просто не может не принадлежать к категории Hi-End Кино! Как много в этом звуке...LG
Иногда удобнее приобрести комплект акустики вместе со всеми электронными компонентами Кино! Как много в этом звуке...Полочные АС от датского производителя AUDIO VECTOR Кино! Как много в этом звуке...Фото А.Клячина
«Состаренные» колонки в компании с ламповым усилителем смотрятся эффектно KLF DLS MARTIN LOGAN VELODYNE
Задача у всех сабвуферов одинаковая- точно воспроизводить нижние басы Кино! Как много в этом звуке... AUDIO VECTOR
Вколонках серии Si использованы высококачест-венные многослойные диффузоры типа «сэндвич» (AUDIO VECTOR) Кино! Как много в этом звуке... DAVIS ACOUSTICS
Напольная акустика KVK 7 (DAVIS ACOUSTICS, Франция) отличается высокой чувствитель-ностью- 93дБ Кино! Как много в этом звуке... T+A
Корпуса громкоговорителей часто выполняют с отделкой из натуральной древесины Кино! Как много в этом звуке...Все динамики в колонках серии «К» от AUDIO VECTOR экранированы. Такая конструкция исключает неблагоприятное воздействие на работу видеомонитора, оснащенного электронно-лучевой трубкой Кино! Как много в этом звуке... JBL
Для озвучивания тыла применяется дипольная акустика с двумя комплектами динамиков. Достоинством их является ненаправленное «окружающее» звучание Кино! Как много в этом звуке...«Активный» сабвуфер E250 оснащен встроенным усилителем мощности Кино! Как много в этом звуке...Заявленный частотный диапазон модели Talis TLS3 (T+A, Германия) впечатляет- от 30 до 50000Гц Кино! Как много в этом звуке...Акустические панели WILHELMI изготовлены из оцинкованной стали, покрытой нетканым холстом Кино! Как много в этом звуке... PIEGA
Акустическая система C3LTD от PIEGA (Швейцария) снабжена корпусом из полированного алюминия Кино! Как много в этом звуке...Фото А.Клячина
Компактная тыловая колонка крепится на кронштейнах

Точное воспроизведение музыкальных образов- сложная задача «со многими неизвестными». На результат влияют технические характеристики акустики и электронных компонентов, расположение источников звука, акустические параметры помещения для прослушивания и другие факторы. Отом, как уравновесить все эти «неизвестные», пойдет речь в нашей статье.

Акустика- это звучит гордо

Для воспроизведения звука в домашних кинотеатрах используют акустические системы (АС). Они состоят из одного или нескольких излучателей звука (динамиков, громкоговорителей), электронного устройства, предназначенного для разделения сигналов, воспроизводимых разными динамиками (кроссовера), и корпуса. Вкомплект домашнего кинотеатра могут входить до восьми АС (центральный канал, фронтальные и тыловые колонки, сабвуфер), различающихся по своим акустическим параметрам, количеству динамиков, конструкции корпуса и прочим характеристикам.

Среди акустических характеристик наиболее «востребованными» являются следующие: диапазон воспроизводимых частот, чувствительность, коэффициент искажения гармоник, мощность, количество динамиков, материалы, из которых изготовлены динамики, наличие магнитной защиты и тип громкоговорителя.

Диапазон частот обозначает охват низких и высоких тонов, которые способно воспроизводить устройство. Громкоговорители считаются тем лучшими, чем ближе их «рабочий» диапазон к параметрам 20-20000Гц. Считается, что эти тона воспринимает «идеальное» человеческое ухо. Вреальности слышимый диапазон обычно же. Однако при этом имеется в виду звук без явно слышимых искажений. Фактически воспроизводить его без искажения в этих пределах способны лишь очень немногие АС Hi-End-класса. Но компании нередко лукавят, указывая в качестве «рабочего» максимально возможный диапазон частот, воспроизводимых их акустикой. Более точно о реальном диапазоне воспроизводимых частот можно судить по амплитудно-частотной характеристике (АЧХ). Это график зависимости величины амплитуды звукового сигнала от его частоты. Окачестве акустической системы свидетельствует равномерная кривая, без «пиков» и «впадин». Вноминальном диапазоне у высококачественных АС неравномерность графика АЧХ составляет 2дБ и менее; неравномерность АЧХ свыше 8дБ оценивается как посредственная.

Динамический диапазон акустических систем представляет собой отношение максимального создаваемого ими звукового давления к минимальному. Широкий динамический диапазон особенно необходим для корректного воспроизведения записей, в которых сильно меняется уровень громкости, например, когда за едва слышным шепотом героев следует каскад оглушительных взрывов. Качественной считается система с динамическим диапазоном свыше 90дБ.

Коэффициент гармоник в процентном исчислении показывает величину искажения громкоговорителем простейшего сигнала (добавление гармоник), тона определенной частоты (обычно 1000Гц). Укачественных колонок величина коэффициента гармоник должна быть меньше1%.

Чувствительность представляет собой уровень среднего звукового давления, развиваемого акустической системой при подаче на нее сигнала в 1Вт на расстоянии 1м от громкоговорителя. Высокой считается чувствительность более 90дБ/Вт/м, низкой- менее 85дБ/Вт/м.

Мощность- весьма коварный показатель, поскольку существует несколько ее разновидностей. Обычно различают мощность номинальную (рекомендованную производителем, когда колонки будут работать в заданном диапазоне искажения, не превышая его) и максимальную, при которой динамик способен функционировать определенное время (максимум минуту) без критических изменений (а по истечении этого времени он может даже разрушиться).

Насколько разумно выбирать акустику, основываясь на ее «тактико-технических» характеристиках? Опытному профессионалу они способны рассказать о многом, хотя и ему, конечно же, свойственны психологические предпочтения. Ауж человек неискушенный может просто-напросто запутаться в цифрах. Тот же диапазон воспроизводимых частот на бумаге будет выглядеть очень солидно, но в реальности окажется, например, что система с более узким диапазоном воспроизводимых частот «играет музыку» гораздо лучше. Ведь, по мнению многих меломанов, привнесение в звук дополнительных искажений со стороны акустики воспринимается куда хуже, чем, скажем, недостаточный диапазон воспроизводимых частот. Поэтому не стоит пытаться определить качество акустики по ее паспортным данным. Только прослушивание способно дать определенный ответ, насколько хороша выбранная техника.

Всередине прошлого столетия для оценки качества звуковоспроизводящей аппаратуры активно использовался очень емкий, но «безразмерный» термин «высокая верность воспроизведения звука». Внастоящее время термин этот, к сожалению, забыт- он встречается только в виде аббревиатуры Hi-Fi (High Fidelity). Увы, точность воспроизведения звуковых оттенков того или иного музыкального произведения может быть измерена лишь человеком. Содержание «живой» звуковой дорожки трудно формализовать, нельзя рассчитать на компьютере- требуется высококлассный специалист. Ведь техника может звучать чисто, детально, иметь широкий диапазон частот, но не воспроизводить содержание музыкальных образов, задуманных автором. Итогда саундтрек к фильму превратится всего лишь в набор «правильных» шумов.

Мнение специалиста

Прослушивание необходимо осуществлять только с лицензионных носителей. Позже, уже купив себе акустику, вы сможете поставить лицензионный и пиратский диск и почувствуете колоссальную разницу. Выбирая акустику для своего домашнего кинотеатра, обязательно прослушайте в магазине/салоне три-четыре комплекта, которые устраивают вас по цене, порекомендованы продавцами (продавец специализированного магазина должен приблизительно определить ваши предпочтения по первичной беседе) и, конечно же, подходят вам по дизайну. Не забывайте об этом немаловажном моменте. Эстетическое восприятие акустики иногда может оказываться при выборе системы на первом месте. Готовясь к просмотру любимого фильма, вы полностью расслабляетесь, настраиваетесь на отдых. Соответственно, и внешний вид зоны домашнего кинотеатра должен вызывать у вас ощущение комфорта и всевозможные положительные эмоции. Радует, что на сегодняшний день очень многие производители стали уделять повышенное внимание дизайну, отделке своих акустических систем. Некоторые из них- настоящие произведения искусства!

Жанна Жулай, PR-менеджер компании «Русская Игра»

Громкоговорители: зри в корень!

Чаще всего для озвучивания домашнего кинотеатра (ДК) используется корпусная акустика, то есть напольные или полочные колонки (различаются по размерам и массе). Корпуса колонок могут быть либо полностью закрытыми, либо снабженными фазоинвертором- отверстием определенного размера и формы. Фазо- инвертор позволяет воспроизвести сигналы более низких частот, но, как и всякая дополнительная деталь, усложняющая конструкцию, может снижать общее качество звука.

«Классический» корпус колонок- ящик из ДСП, MDF или фанеры, отделанный шпоном. Некоторые модели уровня Hi-End изготавливаются из ценных пород дерева (так, АС SS21 от NAKAMICHI, Япония, выполнены с применением палисандра). Наряду с древесиной используются такие материалы, как пластик, ДВП, алюминий (наиболее распространенный вид среди дизайнерских колонок: Fresco от MARTIN LOGAN, США; серия ALU от MAGNAT, Германия; А7 от JAMO, Дания), стекло (WATERFALL, Германия), плюс их комбинации (Signo от QUADRAL, Германия).

Громкоговорители «традиционных» АС- это устройства электродинамического принципа действия. Они состоят из корпуса (диффузородержателя), диффузора, звуковой катушки и магнита. Катушку подключают к выходу усилителя мощности, который создает в ней ток звукового сигнала. При взаимодействии с магнитным полем магнита катушка приходит в движение, как и закрепленный на ней диффузор, который и является элементом, излучающим звук. Эта конструкция проверена временем и позволяет получать звук высокого качества. Но за последние годы появилось немало новых акустических систем, устроенных по иному принципу.

Мы имеем в виду так называемые электростатические излучатели (лидер по их производству- компания MARTIN LOGAN). Вних источником звука является тонкая подвижная мембрана, которая обеспечивает точное и чистое звучание в широком диапазоне благодаря своей малой массе и большой площади. Для воспроизведения высоких частот иногда используются не диффузоры, а громкоговорители, в которых в качестве диафрагмы установлена тонкая металлизированная лента. Появилась и широко применяется встраиваемая акустика. Ее выпускают SPEAKERCRAFT и RUSSOUND (обе- США), BW и KEF (Великобритания), JAMO, MIRAGE (Канада), MARTIN LOGAN и другие производители. Встраиваемая акустика позволяет значительно упростить проблему размещения громкоговорителей в комнате. Но такие «колонки» уже просто так с места на место не передвинешь.

Расположение компонентов домашнего кинотеатра:

Кино! Как много в этом звуке...

а- конфигурация «5.1»
(пять АС и сабвуфер);

Кино! Как много в этом звуке...

б- конфигурация «6.1»
(добавлен «центральный тыл»);

Кино! Как много в этом звуке...

в- конфигурация «7.1»
(два центральных тыловых громкоговорителя);

Кино! Как много в этом звуке...

г- вариант расположения громкоговорителей по высоте

Выбирая комплект акустики, следует подготовиться к ее методичному прослушиванию. При этом самое главное- не торопиться. Некоторые продавцы предлагают прослушать специально выбранные отрезки записей, которые отличаются прекрасно выверенной «звуковой сценой» и красивыми тонами. Эффектная запись при беглом прослушивании воспринимается как достоинство колонок. На самом деле «проверять» нужно все стили, которые планируется слушать на приобретаемой акустике. Если покупатель собирается слушать поп-музыку, нет смысла проверять акустику с помощью записей классики или джаза, а если он хочет смотреть кино, пусть возьмет с собой любимые DVD-диски.

Должны еще обратить ваше внимание, что имеет смысл прослушивать акустику, простоявшую в «своей» комнате хотя бы часов 60-70. Если продавец, например, скажет: «Да, у нас есть как раз то, что вы хотите, но на складе. Подождите, сейчас принесем, установим и послушаете»,- никогда не соглашайтесь! Потеряете много времени и не получите должного результата (скорее всего, акустическая система проявит себя не с лучшей стороны).

На какую сумму должен рассчитывать потенциальный покупатель акустики для домашнего кинотеатра? Как показывает практика, затраты на нее составляют 30-60% от средств, расходуемых на технические компоненты (не включая средство отображения). Приобретая громкоговорители, не забывайте о кабеле, используемом для их подключения. Хороший кабель весьма недешев- расходы на него составляют примерно четверть стоимости громкоговорителей.

Мнение специалиста

Почему высококачественная и надежная техника выходит из строя? Часто- из-за неправильной, небрежной эксплуатации. Эксклюзивные колонки (и другая техника класса Hi-End) разрабатывается с учетом обязательного бережного обращения. Чтобы аппаратуру, стоящую многие тысячи долларов, перегружать, использовать в сильно задымленном, запыленном помещении, выносить колонки с бумажными диффузорами, отделанные дорогими породами дерева на свадебный танцпол с целью потешить публику- у производителей такое в голове не укладывается.

Михаил Ширшов, менеджер по Hi-Fi-технике компании «М. ВИДЕО»

«Подводные камни» акустики

Параметры помещения- важный, но не определяющий фактор, поскольку в процессе ремонта их можно очень существенно откорректировать. Поэтому опытные специалисты рекомендуют начинать не с помещения, а с выяснения, так сказать, «человеческого фактора». Ведь состав семьи, возраст, привычный ритм жизни домочадцев скорректировать гораздо сложнее. Также при выборе акустической системы важно учитывать частоту приема гостей, любовь к прослушиванию «просто музыки» и другие привычки обитателей квартиры.

Еще следует помнить, что колонки- наиболее уязвимый элемент домашнего кинотеатра. Они часто выходят из строя от перегрузок. Любопытный парадокс: испортить качественные колонки гораздо проще усилителем со слабым выходным сигналом, нежели с мощным. Коварство слабого усилителя проявляется в момент всеобщего веселья, когда хозяевам требуется громкий звук. На максимальной мощности усилитель вносит в сигнал сильные искажения. Эти «скачки» гораздо более опасны для колонок (особенно для высокочастотных динамиков), нежели интенсивный сигнал, но без искажений, подаваемый с мощного усилителя. Поэтому мощность акустики должна соответствовать мощности, заявленной в паспорте усилителя. Впротивном случае необходимо обязательно помнить, что его нельзя включать на полную громкость.

Относительно конструкции колонок нельзя забывать одно очень простое правило: чем проще, тем лучше. Если в магазине вашему вниманию будут предложены за примерно одинаковые деньги два комплекта акустики- один «классической» конструкции (два динамика, прямоугольный корпус), другой- три-четыре низкочастотных диффузора, рупорный высокочастотный динамик, хитроумный щелевой фазоинвертор, вероятность того, что сделать колонки удалось хорошо, в первом случае выше, так как во втором задачи, стоявшие перед конструкторами и разработчиками, были гораздо более сложными.

Мнение специалиста

Для озвучивания домашнего кинотеатра ни в коем случае не рекомендуется использовать громкоговорители менее высокого качества, нежели те, которые применяются для прослушивания музыки, только потому, что это «кино». Даже простой диалог актеров (не музыка, не спецэффекты!) с помощью качественной акустики волшебно преображается.

Александр Клячин, разработчик аудиотехники

Настройщика вызывали?

Наиболее «тонкая» часть процедуры- настройка акустической системы домашнего кинотеатра. Впрочем, решение этой проблемы все чаще поручается электронике, точнее- особой программе автоматической настройки. Внешне это выглядит следующим образом. Каудиовидеоресиверу (устройство, ответственное за декодирование аудиосигнала и его усиление) полностью собранного домашнего кинотеатра подключается микрофон, располагаемый в центре комнаты (там, где впоследствии будут находиться зрители), и по громкоговорителям передается серия определенных сигналов. Ресивер с помощью микрофона «слушает» все громкоговорители и перенастраивает параметры аудиосигнала для каждого из них, корректируя тембр, громкость, время задержки сигнала для каждого канала.

Для анализа и обработки сигналов годятся ресиверы, должным образом оснащенные. Первоначально подобные устройства («звуковые процессоры») предлагались только компанией MERIDIAN (Великобритания) и стоили очень дорого. Однако сегодня аналогичные, но более дешевые системы производятся японскими фирмами SONY, PIONEER, PANASONIC, YAMAHA. Всовременных моделях ресиверов стоимостью более $1000 наличие встроенного звукового процессора считается уже «правилом хорошего тона» (есть образцы Hi-End- техники, не оборудованные процессором, их предполагается настраивать исключительно вручную). Существуют и настраиваемые сабвуферы производства компании VELODYNE (США) со встроенным восьмиполосным эквалайзером, анализатором спектра АЧХ и микрофоном. Также имеются специальные тестово-настроечные диски, на которых подобраны фрагменты, яркие характерные моменты которых помогают «поймать» нужный тон звука.

Вкачестве альтернативы сложному и кропотливому подбору аппаратуры предлагаются «кинотеатры в одной коробке»- системы, полностью укомплектованные необходимой техникой и готовые для «немедленного» подключения. Вих состав входит набор акустики (обычно пять громкоговорителей плюс сабвуфер), ресивер и DVD-проигрыватель. Так как все компоненты выпускаются и собираются одним производителем, обеспечивается их наилучшая сочетаемость и четкое взаимодействие. Соответственно, и внешний вид такого домашнего кинотеатра выдержан в едином стилистическом ключе. При этом подобные системы могут отличаться достаточно высокой мощностью при сравнительно небольшой цене. Так, кинотеатр LH-T1000 от LG при стоимости около $400 рассчитан на комнату площадью приблизительно 30м2. Подробнее мы расскажем о готовых комплектах домашних кинотеатров в одной из следующих статей.

Если говорить об акустике, ориентированной на широкий сегмент потребителей, то комплекты стоимостью до $500- 1500 редко бывают универсальными. Кому-то нравится громкая динамичная музыка, кому-то приглушенная, спокойная, расслабляющая. Если же требуется комплект универсальной акустики, одинаково хорошо справляющейся с любой задачей, его стоимость может оказаться выше.

Пример системы звукопоглощения для ДК («АРХИТЕКТУРНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА»):

Кино! Как много в этом звуке...
а- расположение панелей на потолке;
Кино! Как много в этом звуке...
б- расположение панелей на стенах;
Кино! Как много в этом звуке...
в- конструкция напольного покрытия;
Кино! Как много в этом звуке...
г- схема расположения акустики и других объектов

Стоимость материалов $12000
Стоимость работ по проектированию $3000
Шеф-монтаж $300
Итого $15300

Воздух вместо проводов

Кабельные соединения компонентов используются в большинстве аудиосистем для домашних кинотеатров. Разложенные по полу кабели мало украшают комнату, поэтому все большую популярность приобретают комплекты громкоговорителей с беспроводной передачей данных по радиоканалу. Встречаются как полностью беспроводные акустические системы (DA-W6100, LG, Корея), так и с беспроводным подключением лишь тыловых каналов (DCS-515 от PIONEER, SoundSpace 12MKII от NAKAMICHI). Беспроводная акустика, разумеется, очень удобна, так как громкоговорители можно устанавливать или передвигать с места на место без каких-либо проблем. Однако передача данных по радиоканалу всегда приводит к ухудшению качества сигнала, поэтому в технике класса Hi-End такой способ не применяется.

Другой способ упростить опутанную кабелем конструкцию домашнего кинотеатра- приобрести так называемую систему отраженного звучания. Вней используются фронтальные акустические системы, оснащенные многочисленными динамиками. Звуковые волны от них, отражаясь от стен и потолка, создают трехмерный объемный звук. Системы отраженного звучания используются в комплектах домашнего кинотеатра DCS-323 (PIONEER) и HT-DS460 (SAMSUNG, Корея). Чем больше динамиков, тем выше качество звука- в модели YSP-1 (YAMAHA) их 42, а в «звуковом проекторе» PDSP-1 (PIONEER) их насчитывается уже 254. Правда, и цена такой панели составляет $40000 (стоимость YSP-1- $1500).

Стены, которые красиво звучат

Любителям музыки хорошо известно, какое большое значение имеют акустические особенности помещения, в котором осуществляется прослушивание записей. Сама комната выступает в качестве некоего эквалайзера, усиливая звук на одной частоте и приглушая на другой. При этом известно, что в помещении неправильной формы (неквадратном в плане, с непараллельными стенами, ломаной линией потолка) качество звука, как правило, выше. Наоборот, самым «тяжелым случаем» можно считать комнату кубической формы- в ней сильные искажения звука практически неизбежны.

Поскольку непрямоугольные в плане помещения в многоквартирных домах встречаются редко, для домашнего кинотеатра лучше всего подойдет прямоугольная комната с соотношением размеров 1:1,3:1,7 (высота, ширина, длина). При необходимости габаритные размеры помещения можно подкорректировать с помощью навесных потолков или гипсокартонных стеновых панелей, но при этом неизбежно возникает резонанс гипсокартонных панелей на низких частотах. Аэто, в свою очередь, может привести к ухудшению звучания акустики именно в области низких частот (ослабленный бас).

Вообще корректное воспроизведение баса в наибольшей степени зависит от свойств помещения. Например, согласно акустическим расчетам, комната, в которой хорошо воспроизводятся басовые тона частотой 50Гц, должна иметь объем 320м3 при высоте потолка 5,4м. Разумеется, в домашних условиях о таких «чертогах» можно только мечтать. (Впрочем, в утешение киноманам отметим, что зависимость качественного воспроизведения низких частот от объема помещения носит нелинейный характер- для басовых тонов частотой 100Гц достаточно комнаты объемом 40м3). Поэтому акустики при оформлении небольших помещений используют различные ухищрения. Например, специальные потолочные конструкции, предназначенные для эффективного отражения басовых тонов (учтите, что, улучшая акустику помещения, вы далеко не всегда одновременно с ней улучшаете его внешний вид).

Акустическая обработка помещения начинается с расчета его параметров. Сегодня существует множество специальных компьютерных программ, с помощью которых можно провести более или менее подробный акустический анализ помещения (например, с учетом не только его геометрии, но и расположения мебели), а также получить рекомендации по расположению источников звука, зрительских мест, материалов для отделки пола, стен и потолка. Программа также «сообщит», какой частоты тона, возможно, придется искусственно глушить или, наоборот, усиливать с использованием эквалайзера и какие поверхности надо перестроить. При наличии некоторого опыта и мощного компьютера примерный расчет можно сделать и самостоятельно. Но для достижения действительно качественного результата лучше все же обратиться за помощью к профессиональным инсталляторам. Комплексное исследование помещения специалистами будет стоить порядка 10% от стоимости аппаратуры (примерно $1000).

Основная статья расходов по акустической обработке помещений относится к материалам, которые достаточно дороги. Вбольшинстве случаев при профессиональной акустической обработке помещения его стены обшиваются панелями шведской компании ECOPHON. Среди звукоизолирующих и звукопоглощающих материалов стоит также отметить минераловатные плиты «Шуманет-БМ» («АКУСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ», Россия) и акустические панели WILHELMI (Германия). Впрочем, для того чтобы заглушить помещение, иногда достаточно бывает завесить стены коврами, постелить на пол палас и использовать в качестве посадочных мест мягкую плюшевую мебель. При этом необходимо помнить, что требования к акустической обработке помещения концертного зала и кинотеатра кардинально различаются (главным образом из-за разной природы получаемого звука). Втеатре «живой звук» характеризуется сравнительно небольшой громкостью, поэтому его не нужно приглушать, чего порой не скажешь о звучании мощной акустики домашнего кинотеатра. Другая иногда встречающаяся ошибка- «переглушенные» комнаты (в их отделке использовано слишком много звукопоглощающих материалов). Втаких помещениях звук «как в чистом поле» воспринимается не очень комфортно, акустика звучит локализовано, суховато, и целостная звуковая картина может не сложиться.

Расстановка громкоговорителей для домашнего кинотеатра осуществляется по определенным правилам. Фронтальные колонки и зритель в плане должны находиться в вершинах равнобедренного треугольника. По высоте колонки, как правило, располагают на одном уровне с «линией ушей», но в некоторых случаях их можно установить выше или ниже. Высота размещения влияет на тембральную окраску звука и высоту звуковой сцены. Точно так же изменяется звук в зависимости от расстояния от громкоговорителей до стены. Чем ближе они расположены друг к другу, тем более подчеркнуто звучат басы. Внекоторых случаях это улучшает звуковую картину (особенно при сравнительно маломощных громкоговорителях), но часто перенасыщенный бас воспринимается как ненатуральный, искаженный «бубнеж». Авообще для каждой колонки имеются определенные рекомендации, касающиеся расстояния от нее до стены. Скажем, тылы Martin Logan полагается ставить в 60см от стены.

Центральный громкоговоритель помещается как можно ближе к экрану кинотеатра (ведь изображение героев и диалоги, за которые отвечает центральный канал, должны восприниматься как единое целое). Фронтальные громкоговорители выдвигают несколько вперед относительно центра и немного разворачивают в его сторону- так, чтобы все они оказались расположенными по дуге окружности, в центре которой находится зрительское место.

Тыловые акустические системы часто располагаются на 40-60см выше головы зрителя. Их задача- подчеркнуть объемный эффект звуковой картины. Угол поворота этих элементов подбирается настройщиком уже после установки, в процессе отладки системы. Сложнее всего найти «правильное» место для сабвуфера. Часто оно выясняется эмпирически: специалист просто передвигает сабвуфер с места на место и определяет нужную точку, исходя из качества полученного звука.

Взаключение хотим еще раз напомнить, что подбор акустической системы- процесс длительный и кропотливый, требующий от хозяев определенного опыта. Не случайно многие меломаны способны «перебирать» десятки комплектов акустики, по очереди устанавливая их дома, чтобы оценить качество звучания. Во многих случаях только метод «проб и ошибок» позволяет добиться желаемого результата.

Редакция благодарит компании «АРХИТЕКТУРНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА», «М. ВИДЕО», «РУССКАЯ ИГРА», магазин-салон NEO, Александра Клячина и компанию ZKI, представительства компаний LG, PIONEER за помощь в подготовке материала.

  • Источник: Журнал «Идеи вашего дома»№85